InsideCulture

Усадьбы Гатчинского района

Материалы » Усадьбы Гатчинского района

Страница 8

Своими дворцово-парковыми ансамблями еще в XVIII веке прославились Тайцы и Сиворицы, созданные И. Е. Старовым. Тайцы после смерти И. М, Головина были разделены на две части и поделены между его сыновьями, которые их вскоре продали. Малые Тайцы в 1767 году достались А. П. Ганнибалу, а большие - в 1772 году А. Г. Демидову.

В отличие от Абрама Петровича Ганнибала, который никакой усадьбы в таицком имении не устраивал, заводчик Александр Григорьевич Демидов сразу же приступил к созданию парадной загородной резиденции. Он выбрал место у ключей, названных Демидовскими. Вблизи от них был выстроен дворец, разбит сад в голландском стиле. Главный фасад здания был ориентирован на запад. Подъезд к нему шел через хозяйственный двор, где выстроились по сторонам дороги конюшни, каретник, службы. В их архитектурном решении главную роль играла открытая кладка из больших плит местного камня, а дворец был выдержан в строго классическом стиле и являл редкий в усадебном зодчестве пример центрической композиции.

В начале 1780-х годов А. Г. Демидов предпринял новое переустройство усадьбы. Для создания парка и искусственной водной системы ему потребовались Сонинские (Ганнибальские) ключи. В 1772 году инженеры Ф. В. Боур и Э. Карбоньер начали вести от них самотечный водовод в Царское Село. Это и могло послужить толчком к соединению ключей. Но только в 1780 году владельцы смежных имений совершили обмен: А. Г. Демидов получил прилегающий к его усадьбе водоносный участок, отдав А. П. Ганнибалу гораздо большую территорию деревни Певгелева.

После этого Демидовские и Ганнибальские ключи были соединены петлеобразной протокой, на которой было запружено большое озеро, сделаны шлюзы и каскады. Возможно, что автором этого проекта был Ф. В. Боур, автор многих гидротехнических сооружений. Водная система стала не только украшением усадьбы, она позволила создать огромный парк, разделенный на три зоны - регулярную на севере, пейзажную в рукаве протоки и партерную около дворца.

Регулярная часть, за Демидовскими ключами, была распланирована в виде двенадцати лучей-дорожек, отходящих от круглой площадки, на которой возвышался Храм Солнца - ротонда ионического ордера, покрытая куполом.

Особенно живописной была пейзажная часть парка, раскинувшаяся напротив дворца. Ее покрывала сеть извилистых дорожек, окаймленных деревьями разных пород. Подобранные по цвету и форме крон, зеленые массивы и куртины перемежались с открытыми лужайками. В укромных уголках стояли беседки, павильоны для отдыха. Через водные преграды были перекинуты многочисленные мосты и мостики. Все парковые сооружения были выстроены И. Е. Старовым в разных стилях - романском, мавританском, турецком, готическом и пр.

Таицкий парк создавался одновременно с Павловским, и в их планировке явно видна некоторая аналогия. Талантливые мастера садово-паркового искусства сумели обогатить равнинный рельеф, оживили безлесую местность, выбранную для устройства усадьбы в Тайцах. Красота архитектурных сооружений, поэтичность пейзажа этого парка были сразу же отмечены современниками, отображены художниками.

Усадебный дом в Тайцах. Вид с северной стороны

Гравюра фон Петерса по рисунку Богдановича "Двенадцать видов мызы Тайцы"

Главный въезд в усадьбу тогда перенесли к Демидовским ключам, около которых И. Е. Старов выстроил изящное классицистическое здание с полуротондой, названное Квеленбург - замок у источника. За ним дорога поворачивала, шла вдоль протоки и подводила к северному фасаду дворца, ставшему главным. Для входа была пристроена высокая и широкая лестница, которая вела прямо во второй, парадный этаж.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуемые статьи:

Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на и ...

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора
Пайзилда Ирисов, доцент кафедры киргизской литературы Ошского государственного университета, Республика Кыргызстан. Общеизвестно, что явления природы и их свойства вызывали у древних людей разные эмоциональные чувства: страх, изумление, ...

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, тех ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru