InsideCulture

Усадьбы Тосненского района

Материалы » Усадьбы Тосненского района

Страница 2

С его именем связан второй этап развития усадьбы. Она была полностью преобразована, выстроены новые господские дома и службы, запружена река Винокурка и образовано обширное озеро. Вдоль берегов проложили прогулочную дорожку, которая, огибая его, шла дальше к деревне Поги. Озеро стало центром новой парковой композиции, при которой сохранялись черты старой регулярной планировки с аллеями и рядами деревьев, но вводились и молодые посадки.

Завершилась реконструкция строительством церкви во имя Смоленской Божьей матери, освященной в 1857 году. Над могилой сына Вонлярлярских архитектор Б. Б. Гейденрейх (1818-1896) возвел величественное сооружение в русско-византийском стиле. Церковь сохранилась в полуразрушенном виде. А в ближайшем парке и сейчас можно еще увидеть двухсотлетние дубы, липы, лиственницы.

Гораздо позднее образовалась усадьба Княжелисино. В XVIII веке на ее месте находились казенные стеклянные заводы. В начале XIX века эти земли приобрел купец Кузьма Галашевский, завещавший их своей дочери Марии Кузьминичне Копосовой (1804-1835). Ее муж, купец Михаил Степанович (1798-1851), имел неосторожность под залог имения занять крупную сумму денег у князя Бориса Николаевича Юсупова, а в срок их не отдал. Тяжба длилась несколько лет, но в конце концов имение за долги отошло к Н. Б. Юсупову и стало называться Княжелисино. Николай Борисович (1831-1891) - владелец подмосковного Архангельского и мызы Лезьи в Шлиссельбургском уезде - создал здесь небольшую усадьбу с деревянными строениями и регулярным парком, а на месте старого карьера разбил пейзажный парк, запрудил ручей, провел каналы по низменным местам. Это редкий пример рекультивации промышленной зоны в зеленую с прудами, рощами, аллеями в середине XIX века.

В огромном лесном массиве, прилегающем к Лисинскому лесничеству, находилась мыза Каменка. Настоящая барская усадьба была создана здесь после 1828 года титулярным советником Иваном Семеновичем Струбинским. Его наследники - сын, внук и правнук - владели имением до 1891 года. Практически они ничего не меняли в имении, расположенном в излучине реки Кастенки, неподалеку от деревни. Небольшая территория пересекалась аллеями, оживлялась березовыми и липовыми рощами, группами елей, пихт, сосен, декоративными кустарниками на открытых полянах. В композицию включались и береговые склоны.

В 1891 году имение с обширными лесными дачами приобрел Александр Павлович Всеволожский, выгодно перепродавший его известному промышленнику Францу Васильевичу Утеману. При залоге им имения в 1902 году отмечалась ценность не только леса, но и «живописно расположенной над рекой усадьбы с хорошим барским домом и солидными хозяйственными постройками, парком и фруктовым садом». Последним владельцем имения с 1908 года был граф Александр Михайлович Соллогуб — помощник предводителя дворянства Царскосельского уезда.

Все постройки в усадьбе были деревянными и не сохранились, но в парке можно увидеть старые липы. Прекрасны виды с высокой береговой террасы.

Три усадьбы были созданы на землях когда-то крупного имения Шапки. В 1747 году императрица Елизавета Петровна пожаловала своему духовнику протоиерею Федору Яковлевичу Дубянскому в Шлиссельбургском уезде мызы Порецкую и Шапки, Керстовскую вотчину в Ямбургском уезде и дачу Богословка не правом берегу Невы. Это крупное землевладение было разделено после смерти Дубянского между его четырьмя сыновьями.

Усадьба в селе Шапки с многочисленными деревнями досталась Якову Федоровичу Дубянскому (1745-1807) - майору, ревностному масону ложи «Астрея». Он построил новую каменную церковь, освятив ее в 1786 году во имя Покрова Пресвятые Богородицы, отчего и село стало потом называться Покровским.

Судя по чертежам, это было благородное и величавое сооружение, аналогом которого мог быть Екатерининский собор в Ямбурге, выстроенный по проекту А. Ринальди.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Барокко Украины и Москвы
Каждый великий мировой стиль является неизбежно стилем международным. От незначительных, случайных местных стилей различных народов он тем и отличается, что обладает могуществом втягивать в круг своего влияния все ему современное человече ...

Московская школа иконописи
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы &quo ...

Кубизм
В 1907 Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) — большое панно, персонажи которого — посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru