InsideCulture

Усадьбы Тосненского района

Материалы » Усадьбы Тосненского района

Страница 5

Случайно уцелевшие от времени и топора вековые деревья на разных концах села Замостья подсказали, что здесь было сразу четыре усадьбы. Некогда принадлежавшее Гурьевым имение постепенно дробилось между наследниками, каждый из которых создавал в селе свою усадьбу. Муж Екатерины Павловны Гурьевой (ум. 1832 г.) Петр Васильевич Волков (1759-1835) возвел на своей территории каменную церковь Покрова Богородицы, около которой хоронили всех окрестных владельцев - Гурьевых, Волковых, Михайловских, Нееловых, Насакиных и других.

Еще одной усыпальницей многих владельцев - представителей старинных русских родов стала Знаменская церковь в селе Бабино, имении Тырковых. Здесь был и родовой склеп Трубниковых и Багратион-Мухранских - владельцев усадьбы Трубников Бор. Имение называлось Дунцын Бор и принадлежало старинному русскому роду Трубниковых, которые и дали ему новое имя. Усадьба, созданная в середине XVIII века Платоном Петровичем Трубниковым, находилась на восточной окраине села, расположенного у тракта, соединяющего обе столицы. Его сын Василии Платонович (1759-1825) оставил ее без изменения, а вот при внуке Диодоре Васильевиче (1806-1869) на месте старой была создана новая, обширная и представительная усадьба. Это преобразование, несомненно, было связано с замужеством дочери Анны Диодоровны. Ее муж Николай Давидович Багратион-Мухранский (1824-1885) - представитель древнего грузинского рода Багратидов, из которого в XVII веке выделились Багратион-Мухранские, присоединив к фамилии название родового удела Мухранского в Карталинии. Их предок Иоанн-Константин был женат на Кателаве - дочери грузинского царя Ираклия II, подписавшего в 1783 году акт о присоединении Грузии к России. Его сыновья и внуки служили России на военном поприще, в том числе и Николай Давидович, закончивший службу подполковником кавалерии.

Сразу же после женитьбы Диодор Васильевич доверил зятю управление имением. Ему и принадлежит честь его преобразования. На месте прежнего деревянного возвели каменный барский дом, старые хозяйственные и служебные флигели к северу от него заменили новыми, вдоль старинной аллеи, соединявшей усадьбу с трактом, вырыли пруд? и на его берегу выстроили дачи. От прежней усадьбы остался только Зеркальный пруд перед домом, аллея да фрагменты сада. Но она значительно расширилась в южном направлении за счет освоения «покоса по болоту». На этом месте разбили прекрасный регулярный парк. Такая планировка была редкостью в середине XIX века, но она решала одновременно и художественные, и практические задачи. Семь продольных и одна поперечная аллеи образовали сеть прямоугольных лужаек. Центром всей планировки стал большой пруд неправильных очертаний с семью островками различной величины, которые делили его на сообщающиеся между собой протоки, да еще каналом соединили его с длинным прудом у аллеи. Так образовалась сложная и живописная водная система усадьбы.

Несколько позднее Николай Давидович к северу от усадьбы построил железобетонный завод. К краю глубокого карьера он провел аллею, а по бровке обрыва высадил деревья.

Дети – Николай, Диодор, Вера и София, унаследовав имение в 1885 году, разделили его только через 19 лет, затем оно досталось Диодору Николаевичу. Попечитель детских приютов Новгородской губернии, он подолгу жил в Трубниковом Бору, занимался хозяйством, провел мелиорацию, осушение и расчистку покосов, распахал луга. Необходимые для этого средства он получил, заложив в 1911 году имение в банке. При этом отмечалась красота «старинной усадьбы с обширными строениями, огородами, садами, лужайками, большим парком с аллеями и сообщающимися прудами».

Усадьба Трубников Бор - редкий памятник садово-паркового искусства середины XIX века. Нужно не так много усилий, чтобы вернуть ей былую выразительность. Ведь парк практически полностью сохранился, хотя нуждается в расчистке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на и ...

Буддийский релятивизм и эстетическая экзистенция
Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. « .Будда . постоянно учил, - пишет О. Розенберг,— что .самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного ...

Встреча праздника
На первый день Масленицы русские обычно устраивали встречу праздника – «встречу честной Масляницы, широкой боярыни». Дети с самого утра выходили на улицу строить снежные горы и, покончив с этим делом, принимались скороговоркой причитывать ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru