Иван Яковлевич Корейша в русской литературе
После книги Прыжова имя Ивана Яковлевича стало нарицательным в демократической прессе 1860-х гг., а во многом и в литературной среде в целом. С.С. Шашков отправил для напечатания в "Искру" статью о журнале "Гражданин", в которой язвительно говорит о Ф. Достоевском, что он "дебютировал в роли преемника покойного Ивана Яковлевича Корейши, анафемствуя Белинского, доказывая нравственную спасительность каторги…" (14). Известно также, что, отвечая на упрек Ф. Достоевского, С.С. Дудышкин назвал слова Достоевского "афоризмом", достойным "по своей смелости войти в сборник изречений Ивана Яковлевича" (15). Параллель с Иваном Яковлевичем означала, в сущности, с легкой руки Прыжова, обвинение в сумасшествии. Очевидно, что из этого источника почерпнули свои сведения Н.С. Лесков и Ф.М. Достоевский. Читая "Бесы", описание "величественных" манер Семена Яковлевича (все этих: "ткнул пальцем", "приказал" и пр.), сознаешь, что автор как будто согласился с Прыжовым в определении Ивана Яковлевича: "И юродивые, понимая очень хорошо свое высокое общественное значение, и держат себя как можно выше и величественнее" (16). Напротив, посетители Семена Яковлевича, приходящие за "юродивым словом", весьма жалки у Достоевского в своем самообмане: "Человека четыре стояли на коленях, но всех более обращал на себя внимание помещик, человек толстый, лет сорока пяти, стоявший на коленях у самой решетки… и с благоговением ожидавший благосклонного взгляда или слова Семена Яковлевича. Стоял он уже около часу, а тот все не замечал". Достоевский явно изображает "самодура", дурачащего людей и играющего на их легковерии, причем здесь его оценка опять ориентирована на оценку Прыжова: "Сколько барынь, изгоняемые покойным Юпитером, глаголемым "Иван Яковлевич", бежали от него смиренные, покорные его всемогущему приговору, - бежали, лобызая прах его логовища" (17).
Люди, скептически воспринимавшие личность Ивана Яковлевича, в особенности поднимали на смех содержавшиеся в книге Прыжова "изречения" Ивана Яковлевича, его "бессвязную речь". Прыжов особенно настаивал на этом, говоря о Семене Митриче: "Да и говорил он не ухищряясь, как велемудрый Иван Яковлевич, а просто, что ему взбредет на ум: "доска", "полено", "воняет", "вши" и т.п., а почитательницы-то его над каждым таким словом и ломают голову, отыскивая его таинственное значение" (18). На эту особенность Ивана Яковлевича – говорить необычно и как-то витиевато - обратил внимание Достоевский. В "Бесах" персонаж Достоевского повторяет, обращаясь к пришедшим: "Миловзоры, миловзоры". В черновиках это словечко "миловзоры" стоит в ряду других, "пробных", таких, как "кололацы", "голохвосты", "гоговахи", "новодумы" (19). Слово "кололацы" с легкой руки все того же Прыжова вошло в журнально-литературный обиход 1860-х гг. Так, М.Н.Катков, полемизируя с "Современником", восклицает: "Кололацы! Кололацы! А разве многое из того, что преподается и печатается, не кололацы? … новые культы, новые жрецы, новые поклонники, новые кололацы, новые суеверия не так благодушны и кротки… С неслыханною в образованных обществах наглостью они будут называть всех и каждого узколобыми, жалкими бедняжками, всех, кроме своих Иванов Яковлевичей и поклонников их" (20). Ясно, что "кололацы" у Достоевского, как и у Каткова, обозначают откровенное одурачивание доверчивых людей. В черновиках есть фраза: "Ив<ан> Яковлевич: "Кололацы". "У него откровенные кололацы (курсив наш – В.М.), а у вас те же кололацы, но вы думаете, что величайшая мудрость". Из этого следует заключить, что Достоевский не верил в праведность Ивана Яковлевича и в то, что его пророческий дар дан ему от Бога. Образ, изображаемый в "Бесах", по сути, карикатурен. Персонажи и "Маленькой ошибки", и "Бесов", ожидающие "юродивого слова", выставлены авторами в смешном виде. Как мы помним, А. Долгорукий тоже отмечал, что порою Иван Яковлевич говорил бессвязно.
Рекомендуемые статьи:
Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе
В науке есть такие понятия и категории, которые возможно обосновать, лишь опираясь на историческую ретроспективу. Только тогда и видно, как развивались данное понятие, система, в которой оно проявляло себя. К сожалению, состояние историче ...
Художественная галерея
Художественная галерея размещается в одном из корпусов бывшего иезуитского коллегиума, памятника архитектуры XVIII в. Экспозиционная площадь 900 м2. Экспозиция галереи охватывает период с XII по XX вв. Экспонируется 288 предметов. В ней п ...
Серов В.А.
Серов Валентин Александрович (1865 - 1911)
Художник-живописец, жанрист, портретист, представитель реализма, мастер психологического портрета, пейзажист, декоратор, график.
В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье из ...