InsideCulture

Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Материалы » Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Страница 7

Было ли иное восприятие личности Корейши в писательских кругах? Нужно сказать, что далеко не все так легко склонялись на "прыжовскую" точку зрения. Сам автор тенденциозной книжки о московских юродивых признается, что долго не мог найти для нее издателя: "Рукопись предложил купить Салаеву, просил 15 рублей – не дает; просил 10 рублей – не дает; просил 5 рублей – не дает (он был в числе озлобленных за поношение великого угодника Ивана Яковлевича)". И выясняется, что издатели братья Н.И. и Ф.И. Салаевы были не одиноки в правильном восприятии книги Прыжова и личности Ивана Яковлевича. Упоминает Ивана Яковлевича в повести "Юность"Л.Н. Толстой (глава "Задушевный разговор с моим другом"). Дмитрий Нехлюдов, влюбленный в Любовь Сергеевну, признается: "Третьего дня Любовь Сергеевна желала, чтоб я съездил с ней к Ивану Яковлевичу,- ты слышал, верно, про Ивана Яковлевича, который будто бы сумасшедший, а действительно – замечательный человек. Любовь Сергеевна чрезвычайно религиозна, надо тебе сказать, и понимает совершенно Ивана Яковлевича. Она часто ездит к нему, беседует с ним и дает ему для бедных деньги, которые сама вырабатывает. Она удивительная женщина, ты увидишь. Ну, я съездил с ней к Ивану Яковлевичу, и очень благодарен ей за то, что видел этого замечательного человека. А матушка никак не хочет понять этого, видит в этом суеверие". Неизвестно, откуда Толстой знает об Иване Яковлевиче. Скорее всего это не письменный источник, а рассказы кого-нибудь из многочисленных посетителей Ясной Поляны. Повесть "Юность" написана в 1855-1857 гг., т.е. еще до кончины Ивана Яковлевича.

В пьесах А.Н. Островского образ Ивана Яковлевича подан с налетом иронии, но не столько над Иваном Яковлевичем, сколько над его посетителями. Иронично изображен автором духовный уровень мещански-бытового, "спящего" сознания. Так, в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты" богатая вдова Софья Игнатьевна Турусина, дом которой не случайно, видимо, находится недалеко от Преображенской больницы, где был помещен Иван Яковлевич, говорит: "Какая потеря для Москвы, что умер Иван Яковлич! Как легко, просто было жить в Москве при нем. Вот теперь я ночи не сплю, все думаю, как пристроить Машеньку: ну, ошибешься как-нибудь, на моей душе грех будет. А будь жив Иван Яковлич, мне бы и думать не о чем: съездила, спросила и покойна". Перед нами очевидный вариант "духовной обломовщины": нежелание принимать решение, думать, - куда проще пойти и спросить у Ивана Яковлевича.

Известно, что святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге "Приношение монашествующим" выражал сомнение в истинности духовных даров Ивана Яковлевича. Правда, говорит он об общении Ивана Яковлевича с падшими духами не от своего лица, а главное – основывает свое мнение всего лишь на одном случае. Действительно, Иван Яковлевич в этот раз (видимо, по духовному состоянию собеседников) дал ответ не духовный, а чисто бытовой ( в чем и обвинил его святитель). Нужно сказать, что бытовые ответы давались Иваном Яковлевичем (о чем и рассказ "Маленькая ошибка"), но чаще давались духовные ответы – возможно, по принципу: каков вопрос, таков и ответ. Часто же Иван Яковлевич, как уже приходилось видеть, возвращал людей от бытового к духовному. Возможно, впоследствии, прочитав книгу Прыжова, святитель Игнатий почувствовал истинность духовного пути Ивана Яковлевича, особенно ясную из страстных нападок на него такой личности, как Прыжов. Так, в одном из своих писем святитель высказался по этому поводу: "В ноябрьской книжке "Странника" опубликована книга "26 московских лжепророков" и проч. - Что же? В первых двух статьях, особливо в первой, об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общего уважения, и превращено в предмет насмешки…" (30) Свое явное уважение к Ивану Яковлевичу выказывал и св. митрополит Филарет Московский. Известно, например, что тело Ивана Яковлевича пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя. Прыжов пишет по этому поводу: "Одни хотели везти его в Смоленск, на место его родины; другие хлопотали, чтоб он был похоронен в мужском Покровском монастыре; третьи умиленно просили отдать его прах в женский Алексеевский монастырь, а четвертые, уцепившись за гроб, тащили его в село Черкизово". Но митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича)".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Государь будет вертикален
Субъект (народ) неизбежно очеловечивает весь этот воображаемый мир. В частности, тьму окружающего космоса он персонифицирует в образе некоего носителя Зла. Субъект (народ) вытесняет за пределы своей личностной сферы все, что интерпретируе ...

Объект, предмет и направление культурологии. Основная задача.
Объект и предмет культурологии - это закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, передача, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая ...

История новогодней елки и некоторых праздничных обрядов
Разнообразные ритуалы, объединяемые идеей «возрождения времени», известны с древних времен. Однако, украшенная блестящими игрушками, мишурой, плодами, сладостями, освещенная свечами или цветными электрическими лампочками новогодняя елка « ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru