InsideCulture

Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Материалы » Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Страница 6

Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище. Из-за столкновения с власть имущими его поместили в 1817 г. в сумасшедший дом на Преображенке в Москве. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: "Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя - у меня забудешь прорицать!" (25).

Известно, что его ответов на духовные вопросы искали такие известные современники, как, например, филолог академик Ф. Буслаев, Н.В. Гоголь (хотя последний так и не решился нанести ему визит). В 1845 г. будущий академик Ф.И. Буслаев (ему тогда было 27 лет) написал Ивану Яковлевичу записку: "Батюшка, Иван Яковлевич, благословите Феодора и не оставьте его в Ваших святых молитвах. Скажите, будет ли он благополучен. Скоро ли женится". Иван Яковлевич написал ответ:

1845 рока мца декемрея XIV дня

ко Господу молитесь

да в адских полех

совершенно изцелитесь

А женится не скороу

А животу пудет здоровоу

студент просвещения… (26).

Себя Иван Яковлевич называл студентом "хладных вод", а будущего академика назвал прозорливо "студентом просвещения". Что касается Н.В. Гоголя, то "есть свидетельство о том, что … приезжал к Преображенской больнице перед сомнением выбора тома "Мертвых душ", но так и не решился зайти внутрь…" (27).

Многие находили нужное себе в общении с И.Я.Корейшей. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Примеры такого его юмора можно отыскать в книге А.Ф. Киреева.

Н.С. Лесков, ориентированный на книгу Прыжова и, вероятно, лично не имевший опыта общения с Иваном Яковлевичем, не без иронии изобразил его подвиг юродства. Нужно сказать, что это не слишком расходится с духом его творчества в целом. В Православии, которое писатель хорошо знал – по преимуществу как наиболее значимую и глубоко залегающую часть национального менталитета, - Лесков часто отыскивал не только перлы духовной высоты, но и различные экзотические "отклонения" от устрашавшей его догмы, канона, обрядовой церковности. Лесков зачастую идеализировал только те "живые черты" изображаемых им православных христиан, которые так или иначе противостояли официальной Церкви. В этом заключались предпосылки его позднейшего перехода к толстовству.

Что касается Достоевского, то хотелось бы внести одно уточнение в комментарии к роману "Бесы". В своей книге "И.Г. Прыжов" М.С. Альтман указал на то, что портрет Семена Яковлевича у Достоевского весьма напоминает описание Ивана Яковлевича из книги Прыжова. Комментаторы романа "Бесы" в академическом издании Ф.М. Достоевского приняли это за аксиому (29). На самом деле это совершенно не соответствует истине. Изображая Ивана Яковлевича в "Бесах" под видом Семена Яковлевича, Достоевский значительно облагородил внешний облик своего персонажа: ясно что он ориентируется не на натуралистическое и, в сущности, злобное по духу описание Прыжова, а на тот портрет-рисунок, который можно найти на обложке книги А.Ф. Киреева, правда, представляет его в несколько карикатурном виде: "Это был довольно большой, одутловатый, желтый лицом человек, лет пятидесяти пяти, белокурый и лысый, с жидкими волосами, бривший бороду, с раздутою правою щекой и как бы несколько перекосившимся ртом, с большою бородавкой близ правой ноздри, с узенькими глазками и спокойным, солидным, заспанным выражением лица". Здесь реальные черты незаметно слились с несколько ироничным восприятием автора. Но портрет вполне узнаваем сам по себе. Этот портрет в виде надгробной фотографии и ныне можно видеть на могиле Ивана Яковлевича у храма св. пророка Божия Илии в Черкизове в Москве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Литературные пристрастия В.В.Верещагина
Выдающийся художник В.В.Верещагин был весьма внимательным и пристрастным читателем современной литературы. Он следил за журнальными новинками. Как и во всех других отношениях, имел чёткое мнение о художественных достоинств тех или иных ав ...

Из истории российских специальных журналов по естествознанию XVIII–XIX вв
В 1788 году в Москве, при Московском университете, начал выходить естественно-научный журнал «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих к сим трем наукам, заключающее в себе важные и любопытные ...

Гай Саллюстий Крисп
Он был родом из сословия всадников, следовательно, не был равен Цезарю по происхождению, но был его офицером, неплохим знакомым, а также сторонником некоторых его идейных и эстетических установок. В молодости он добивался карьеры политика ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru