InsideCulture

Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Материалы » Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Страница 5

Итак, восприятие личности Ивана Яковлевича было весьма противоречивым. Дело осложняется тем, что если остальные типы святых (преподобные, мученики, исповедники и др.) так или иначе, но вписываются своим жизненным поведением в определенный канон, то юродивые ("блаженные") проявляют в своем поведении чрезвычайное многообразие, отражающее их внутренние духовные и душевно-психологические черты.

В полной мере это относится к "изречениям" Ивана Яковлевича. Стоит упомянуть, что тезис о бессвязном бормотанье совершенно отвергается А.Ф. Киреевым, много лет общавшимся с Иваном Яковлевичем. Известно, что Иван Яковлевич писал псалмы и песнопения и сам их пел. Любимые стихи, которые он пел были ломоносовские переложения псалмов:

Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд?

Кто с тобою населяет

Верх священных горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,

Правду навсегда творит

И нелестным сердцем точно,

Как языком, говорит .

В опубликованных Прыжовым образцах "речений" ясно проглядывает желание старца ответами своими постоянно возвращать вопрошавших от житейского к духовному:

- Будут ли мне рады в Петербурге?

- Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.

- Что ожидает рабу Божию N?

- Мир нетления. .и т.д.

Ясно, что такое "бормотание" может восприниматься и как вполне ясная речь старца-предсказателя, пекущегося не о тленном, а о вечном.

Во многом то же самое относится и к тем поступкам Ивана Яковлевича, которые смущали обычный светский и рациональный ум. Однако в житиях юродивых мы сплошь и рядом встречаемся с "буиим" духом подвижников Христа ради. Епископ Варнава (Беляев) отмечал, что стиль речи юродивых Христа ради может быть даже "иногда безстыдным, иногда безпощадным" (21). Епископ Варнава в другом своем труде пишет, что в число "безумных", "сумасшедших", "глупых" попали, "начиная с Самого Господа Иисуса Христа (Мк. 3, 21) и Его апостолы (Деян. 26, 24; Кор. 4, 10), и пророк Давид (1 Цар. 21, 14) и многие другие" (22).

О реальной биографии Ивана Яковлевича наиболее полное и достоверное представление дает прежде всего тот источник, который, к сожалению, оказался вне поля зрения как писателей Х1Х в., так и современных комментаторов-литературоведов. Речь идет о книге А.Ф. Киреева (23), единственного автора, писавшего об Иване Яковлевиче не понаслышке, а лично знавшего его и даже в свое время спасенного от смерти молитвой подвижника. Зная о том, как воспринимали многие, в том числе и известные люди, подвиг юродства, явленный в лице Ивана Яковлевича, А.Ф. Киреев в предисловии к своей книге писал:" Многие из старожилов Москвы вероятно помнят то время, когда в Преображенской больнице умалишенных находился известный всей Москве "Иван Яковлевич", который, получив высшее академическое образование и обладая от природы умом светлым, был для многих камнем преткновения, как образом своей юродствующей жизни, так и своими действиями, шедшими в разрез обычаям мира, и поэтому п о с е щ а в щ и е е г о и з о д н о й л и ш ь л ю б о з н а т е л ь н о с т и , у х о д и л и с п о л н ы м у б е ж д е н и е м , ч т о в и д е л и с у м а с ш е д ш е г о (разбивка наша – В.М.); тогда как … люди, чаще других бывавшие у него и с религиозной точки зрения глубже всматривавшиеся в его жизнь и действия, видели пред собою не только не сумасшедшего, но даже и не простого смертного, а великого по терпению своему подвижника, добровольно презревшего мир, со всеми его благами, и принявшего вольную нищету и юродство, которое и св. отцами церкви признается за самое высокое подвижничество" (24).

Иван Яковлевич пользовался необыкновенной популярностью у москвичей и приезжих. Это был юродивый, сознательно выбравший путь общения с разнородной массой людей и наставления их на путь истинный. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: "Студент холодных вод". И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: "Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй". Так он говорил о своей скорой смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Пучужская роспись
Село Пучуга находится на реке Двина в 25 километрах от Борка. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми капельками, иногда используется синий цвет. Основными мотивами компози ...

Быт английской аристократии
И все же основная часть музея посвящена искусству Великобритании. В так называемых Британских галереях (2-й и 4-й этажи) экспонируются произведения прикладного искусства XV — XIX веков, от времен Тюдоров до Викторианской эпохи. Здесь — ма ...

Евреи и европейцы
Эта статья - о вкладе евреев в становление европейской цивилизации, об их совместной судьбе. Она писалась не оригинальности ради, а для того, чтобы обсудить эту, в общем-то, не новую тему в свете тех мировых процессов, которые в недалёком ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru