InsideCulture

Филологическая культура как показатель качества журналистского образования

Материалы » Филологическая культура как показатель качества журналистского образования

Страница 2

Для журналистики текст также значим, хотя бы уже потому, что "журналистика" определялась в истории, прежде всего, как литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах, а уже во втором, собирательном, значении как периодические издания. Несмотря на то, что современное лексическое значение слова "журналистика" намного шире (это "общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через каналы массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, кино и др."), текст остается первоосновой любого журналистского труда. Таким образом, язык - основное средство журналистики, как и для "чистой" филологии. В этой связи особое значение при получении профессионального журналистского образования приобретает филологическая база.

Учитывая специфику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, целью филологического образования стало вооружение обучающихся систематическими специальными знаниями, практическими навыками и первоначальными умениями. Прежде всего, это работа над текстом, ибо первооснову филологических наук составляет именно он, а в нем, в свою очередь, самое главное - слово в контекстуальном значении.

С грамотного пользования языком начинается нация. В последние годы катастрофически быстро теряются нормы речи, меняются лексические значения слов, язык засоряется жаргонизмами, варваризмами, диалектизмами и т.п. От этого меняется смысл высказывания, искажаются мысли. Зачастую не могут точно изложить суть высказывания видные деятели государства, политики, да и некоторые ученые. Между тем, слово - веское оружие, если им умело пользоваться. И лучше решать противоречия современной жизни таким оружием, нежели боевым. Еще К.Д. Ушинский отметил, что "высказать смелое слово истины иногда опаснее, чем подставить голову под пули".

На наш взгляд, самым конструктивным и перспективным является определение "филологического образования", данное С.С. Аверинцевым. Он считает, что филология "самозаконная форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему", она - единство гуманитарных дисциплин, "изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников". Филология "вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного", "служит самопознанию культуры". Она помогает понять человека другого менталитета, и через это иную культуру, другое пространство и время. Предмет филологии - "весь человеческий мир, но мир организованный и увиденный через текст". Внутренняя структура предмета филологии, по мысли С.С. Аверинцева, "двуполярная: скромная служба при тексте, беседа с ним наедине, пристальная "согбенность" над текстом" и "универсальность, пределы которой невозможно установить заранее".

М.М. Бахтин указывал на то, что надо "понимать текст, как его понимал автор данного текста. Но понимание может быть и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В понимании оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Таким образом, понимание восполняет текст: оно - активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество". Итак, основными категориями филологического дискурса являются текст и смысл. Такой же позиции придерживаются Э.В. Красновский и Ю.И. Лыссый: "Наиболее концептуальной для филологии как содружества наук и филологического образования в целом является идея текста и заложенного в нем смысла, идея познавательного диалога обучающегося с текстом. Задача педагога и состоит в том, чтобы этот диалог состоялся, стал продуктивным, подлинно человеческим".

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Социальные функции культуры
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации. 1. Культура — тип социальной памяти общности — народа или этноса (функция консервации). Она вк ...

Учение о Боге. Триадология.
Исходной точкой всего миросозерцания св. Иустина является тезис, что человеку возможно в некоторой степени обладать Боговедением, но такое Богопознание святой считает даром ("харизмой") Божиим: ум человеческий может "зреть& ...

Эстетическое основание становления мира
«Человек живет сегодня в мире, о котором знает меньше, чем мы это предполагаем. Он утратил цельный образ мира и стал жертвой образов. То, что наш век называет образом, стало на самом деле одной из абстракций»,— так описал наш мир известны ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru