InsideCulture

Филологическая культура как показатель качества журналистского образования

Материалы » Филологическая культура как показатель качества журналистского образования

Страница 2

Для журналистики текст также значим, хотя бы уже потому, что "журналистика" определялась в истории, прежде всего, как литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах, а уже во втором, собирательном, значении как периодические издания. Несмотря на то, что современное лексическое значение слова "журналистика" намного шире (это "общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через каналы массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, кино и др."), текст остается первоосновой любого журналистского труда. Таким образом, язык - основное средство журналистики, как и для "чистой" филологии. В этой связи особое значение при получении профессионального журналистского образования приобретает филологическая база.

Учитывая специфику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, целью филологического образования стало вооружение обучающихся систематическими специальными знаниями, практическими навыками и первоначальными умениями. Прежде всего, это работа над текстом, ибо первооснову филологических наук составляет именно он, а в нем, в свою очередь, самое главное - слово в контекстуальном значении.

С грамотного пользования языком начинается нация. В последние годы катастрофически быстро теряются нормы речи, меняются лексические значения слов, язык засоряется жаргонизмами, варваризмами, диалектизмами и т.п. От этого меняется смысл высказывания, искажаются мысли. Зачастую не могут точно изложить суть высказывания видные деятели государства, политики, да и некоторые ученые. Между тем, слово - веское оружие, если им умело пользоваться. И лучше решать противоречия современной жизни таким оружием, нежели боевым. Еще К.Д. Ушинский отметил, что "высказать смелое слово истины иногда опаснее, чем подставить голову под пули".

На наш взгляд, самым конструктивным и перспективным является определение "филологического образования", данное С.С. Аверинцевым. Он считает, что филология "самозаконная форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему", она - единство гуманитарных дисциплин, "изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников". Филология "вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного", "служит самопознанию культуры". Она помогает понять человека другого менталитета, и через это иную культуру, другое пространство и время. Предмет филологии - "весь человеческий мир, но мир организованный и увиденный через текст". Внутренняя структура предмета филологии, по мысли С.С. Аверинцева, "двуполярная: скромная служба при тексте, беседа с ним наедине, пристальная "согбенность" над текстом" и "универсальность, пределы которой невозможно установить заранее".

М.М. Бахтин указывал на то, что надо "понимать текст, как его понимал автор данного текста. Но понимание может быть и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В понимании оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Таким образом, понимание восполняет текст: оно - активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество". Итак, основными категориями филологического дискурса являются текст и смысл. Такой же позиции придерживаются Э.В. Красновский и Ю.И. Лыссый: "Наиболее концептуальной для филологии как содружества наук и филологического образования в целом является идея текста и заложенного в нем смысла, идея познавательного диалога обучающегося с текстом. Задача педагога и состоит в том, чтобы этот диалог состоялся, стал продуктивным, подлинно человеческим".

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Актуальность культурологии
В культурологии до сих пор не разработан и не систематизирован сколько-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологии происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психоло ...

Наследство Вигеланда
15 лет назад правительство Норвегии начало претворять в жизнь большой культурный проект, установив 33 скульптуры современных архитекторов из 18 стран мира по всему северу страны. Многие, обычно спокойные и невозмутимые, норвежцы были этим ...

Музыка и скоморошьи забавы
Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. «Гусли, гудки (ящики со струнами), сопели, дудки, сурьмы (трубы), домры, накры (разновидность литавр), волынки, медные рога и барабаны – всем этим ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru