Филологическая культура как показатель качества журналистского образования
Говоря о добротном "журналистском образовании" в обозначенном нами контексте "филологического образования", мы считаем одной из важных его составляющих развитие профессиональной культуры. Качественная профессиональная подготовка специалистов любого профиля немыслима сегодня без квалитативной культуры. В этой связи принято говорить о культуре высокой, низкой, или об ее отсутствии. Вслед за А.И. Субетто, Ю.К. Черновой, В.В. Щипановым данное словосочетание понимается нами как культура качества, то есть отрефлексированная с позиций философии качества и определенной совокупности знаний деятельность человека. Профессиональная культура журналиста складывается не только из освоения средств, при помощи которых реализуется функциональная суть журналистики, но и из освоения самой этой функциональной сути. Одна из ведущих функций журналистского предмета, наряду с идеологической, - это его культурно-образовательная (определение Е.П. Прохорова) или культурно-просветительская (определение Г.В. Чевозеровой) функция. Журналистика должна четко и ясно трансформировать адресату (читателю, слушателю, зрителю) ценности конкретного исторического периода. В этом заключается ее вышеопределенная функция, цель которой - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. Адресат журналистского труда сам выберет то, что для него значимо и важно, принимаемо и ценно. Задача журналиста - расшифровать те образы, которые создали литература и другие виды искусства и культуры, популяризировать их. Журналист анализирует источники формирования этих образов. Возможен и другой подход: синтез вместо анализа. В этом случае журналист собирает информацию по определенному разделу культуры и предлагает ее адресату. При этом по профессиональной этике он не должен довлеть на выбор адресата. Журналист нейтрален, оценка не его прерогатива.
Оба метода (анализ и синтез) - лишь разные формы реализации культурно-образовательной (культурно-просветительской) функции журналистики. Журналист фиксирует культурологический уровень своего времени. Особую значимость его продукция будет иметь при условии отражения специфики не только современного ему времени, но и обозначенного регионального пространства. То, что культурно для одного региона, может вызвать лишь улыбку или вздох в другом. Достаточно сравнить Север и Юг России, культуру разных народов, населяющих нашу страну, чтобы доказать мысль о необходимости учета времени и пространства при фиксировании и предоставлении примеров из сферы культуры для подражания и развития личности современного социума. Даже тогда, когда речь идет об общечеловеческих ценностях, миссия журналиста предоставить варианты для выбора, т.е., вспоминая учение Платона, который впервые поставил в работе "Государство" вопрос о передаче добродетелей последующим поколениям или "учить навыкам жизни сообща".
При таком подходе к журналистской деятельности уже во время обучения профессии студент, прежде всего, должен сам овладеть определенным уровнем культуры. Первым шагом на этом пути, несомненно, станет овладение культурой филологической. Главными признаками филологической культуры мы считаем целостное постижение филологического знания и приобретение навыков пользования многообразием средств филологических наук, интерпретации художественного и публицистического текстов, готовность к постоянному совершенствованию в области филологии, потребность в развитии творческого потенциала. Формировать эту культуру возможно при взаимосвязанном изучении предметов гуманитарного цикла: русского и иностранного языков, русской и всемирной литературы, практической стилистики и литературного редактирования, основ творческой деятельности журналиста, культуры речи, поэтики словесного искусства, мировой художественной культуры и др.
Рекомендуемые статьи:
Текстологическое исследование: современные интеллектуалы на защите культуры
Для определения того, что под термином "китч" понимают носители "высокой" культуры, наиболее эффективным и объективным методом является, вероятно, текстологический анализ. Ниже представлены результаты текстологического ...
Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах ...
Укрепление позиций танца
В начале 1970-х годов были созданы первые профессиональные труппы, работающие вне оперного балета. Самой значительной из них была труппа театр танца «Раатикко», созданного в 1972 году. Для того, чтобы привлечь публику, артисты гастролиров ...