Томас Августин Арн
Тем не менее летом 1742 года обстоятельства вынудили Арна покинуть столицу. Он уже не мог рассчитывать на новые заказы от театра Друри-Лейн после грандиозного скандала, в центре которого оказалась его сестра – Сусанна Сиббер, решившаяся на публичный разрыв с собственным мужем. Еще в декабре 1741 года она уехала в Дублин, где через несколько месяцев участвовала в премьерном исполнении «Мессии» Генделя. Арн также решает отправиться в Дублин, где руководит исполнением генделевских ораторий, ставших особо популярными в Ирландии. Там же, в Дублине, 18 февраля 1744 года впервые прозвучала собственная оратория Арна «Смерть Авеля».
В Ирландии композитор задержался на два сезона. За это время лондонское общество уже успело забыть о прежнем скандале, и можно было рассчитывать на продолжение творческой деятельности в столичных театрах. И вот к осени 1744 года Арн с женой возвращаются в Лондон. Вместе с ними приезжает и молодой талантливый музыкант Чарлз Бёрни, которого Арн встретил в Честере и согласился взять с собой в качестве ученика, причем без какой-либо оплаты. Возможно, Арн привез тогда в Лондон и своего сына Майкла, тайна происхождения которого не раскрыта до сих пор. Считается, что Арн усыновил этого мальчика, рожденного где-то в начале 1740-х годов (подлинной записи о его крещении не обнаружено). Не исключено, что его матерью могла быть даже Сусанна Сиббер (тем более, что именно она главным образом занималась его воспитанием). Но, как бы то ни было, Майкл Арн пошел по стопам своего «официального» отца, став музыкантом и добившись известности как исполнитель на клавишных инструментах и театральный композитор.
Вернувшись в Лондон, Томас Арн с новыми силами принялся за работу, сочиняя много различной музыки для столичных театров. Правда, не всегда результат оказывался удовлетворительным, свидетельством чего явились провалы опер «Генри и Эмма» (1749) и «Дон Саверио» (1750). И все же в большинстве случаев композитору сопутствовал успех. Не случайно, его музыка составляла значительную часть популярного репертуара, исполняемого в лондонских увеселительных садах, включая знаменитый «Воксхолл».
Однако в октябре 1755 года Арн вновь решил сменить обстановку, отправившись вместе с семьей в Дублин, где приступил к работе по заказам местного Smock Alley Theatre . Но вскоре у него возник серьезный конфликт с женой. Она, возможно не без оснований, жаловалась на постоянные измены мужа, а тот, в свою очередь, объявил ее душевнобольной. Все это привело к тому, что в конце сезона композитор возвратился в Лондон со своей ученицей – певицей Шарлоттой Брент, ставшей его любовницей, оставив жену в Дублине. Он согласился высылать ей лишь по 40 фунтов в год. Так что миссис Арн, пребывавшая в Ирландии до 1762 года, вела очень скромную жизнь и даже вынуждена была давать уроки вокала. В то же время доходы оставившего ее супруга были весьма приличными, если учесть, что ему удалось опубликовать у знаменитого издателя Дж. Уолша целый ряд своих сочинений, в том числе 6 сольных кантат (1755), 8 сонат для клавесина (1756), 7 трио-сонат (1757), а также партитуры «маски» «Британия» (1755), опер «Альфред» и «Элиза» (обе – 1757). Успех принесла Арну и «ученица» Шарлота Брент, удачно выступившая в театре Ковент-Гарден в постановках новых произведений композитора, среди которых были его собственная версия «Оперы Нищего» (1759), комическая опера «Томас и Салли» (1760), опера-сериа «Артаксеркс» (1762), а также оратория «Юдифь» (1761). Популярность музыки Арна у публики сопровождалась официальным признанием заслуг композитора. В 1759 году он получил степень доктора музыки в Оксфордском университете.
Рекомендуемые статьи:
Манас и идеология
трех функций
Высоко в Гималаях, на территории провинции Тибет, недалеко от китайско-непальской границы, на высоте около 4500 м. расположено пресноводное озеро Манасаровар (по тибетски Mapham Yumco, на каноническом буддийском языке пали Anotatta). На с ...
Как работал художник XVI-XVII веков
Выставки современной живописи последних лет свидетельствуют об интересе художников, особенно молодых, к технике живописи старых мастеров. Все чаще можно видеть картины, написанные под впечатлением полотен XVI — XVII веков, нередко появляю ...
«Голубой» и «розовый» периоды
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто ...