InsideCulture

Томас Августин Арн

Материалы » Томас Августин Арн

Страница 1

Его имя – Томас Августин Арн ( Arne ) . В Великобритании его почитают как выдающегося деятеля музыкальной культуры XVIII столетия. В странах же континентальной Европы (и Россия здесь исключением не является) об Арне почти ничего не известно, как, впрочем, вообще мало что известно об английской музыке того времени, которую, по странной традиции, принято считать какой-то вторичной, несамостоятельной, а следовательно, и не достойной изучения. Но, судя по всему, анонимные создатели такой традиции просто не удосужились ознакомиться с музыкой английских мастеров XVIII века. Их, кстати, еще называют национальными английскими композиторами, подчеркивая тем самым, что величайший из музыкантов, творивших в Англии того времени, – Георг Фридрих Гендель по своему происхождению и музыкальному образованию отнюдь не являлся британцем. И все же английская музыка после кончины Пёрселла в конце XVII века вовсе не пребывала в катастрофическом упадке, как может показаться из чтения музыкально-исторических трудов многих авторов (и в том числе российских). Да, спору нет, история рассудила так, что величайшие композиторы XVIII столетия – Бах, Гендель, Вивальди, Телеман, Рамо, Глюк, Гайдн, Моцарт родились в других странах. Но вот с прочими европейскими музыкантами того времени творческая фигура Томаса Августина Арна, думается, вполне сопоставима.

Арн был преимущественно театральным композитором, большая часть его музыки являлась органичной частью спектаклей самых разных жанров – от драматических пьес и пантомим до полномасштабных опер. И это во многом затрудняет возрождение в полном объеме творческого наследия композитора после известного периода длительного забвения, в котором пребывала почти вся театральная музыка XVIII века. Несмотря на то, что многие произведения Арна были изданы еще при его жизни, полностью восстановить его оригинальные партитуры в большинстве случаев не представляется возможным. Ибо публиковались обычно не целостные сочинения, а их отдельные номера (так называемые favorite songs ), а полные рукописные партитуры (к примеру, опер или близких им «масок») почти не сохранились.

Однако музыка более чем к 90 спектаклям самого разного рода (включая почти 40 опер и «масок»), не говоря уже о множестве прочих вокальных и инструментальных композиций, – вполне весомый аргумент для того, чтобы ознакомить читателей с основными вехами жизни и творчества «британского Амфиона», как поэтически называли Арна современники.

Томас Августин Арн родился в Лондоне 12 марта 1710 года, однако крещен был спустя два с лишним месяца – 28 мая того же года в церкви Св. Павла в Ковент-Гардене, унаследовав свое первое имя от деда и отца – потомственных членов лондонской гильдии обойщиков. Второе же свое имя – Августин он получил уже на конфирмации под влиянием своей матери Анны Арн (урожденной Уиллер). Ревностная католичка, она старалась тем самым подчеркнуть принадлежность своего сына к «истинной вере».

Отец Арна арендовал большой дом на Кинг-стрит, где и вел свой бизнес обойщика мебели и гробовщика. Дела у него шли неплохо, чего нельзя было сказать о деде будущего композитора, который умудрился попасть в долговую тюрьму, где и умер в 1713 году.

Биографические сведения о детских и юношеских годах Т.А. Арна довольно скудны и базируются главным образом на воспоминаниях знаменитого английского историка музыки Чарлза Бёрни. Известно, что Арн получил неплохое образование, обучался в Итоне, где, кстати, и проявилась его любовь к музыке: он научился играть на продольной флейте и клавесине и даже пробовал что-то сочинять. Приезжая на каникулы домой, он много времени проводил за небольшим спинетом, стоявшим в его комнате, подчас занимаясь даже ночью, заглушая струны при помощи носового платка. Не имея достаточных средств, чтобы попасть на спектакли Королевской академии музыки, юный Арн, случалось, переодевался в ливрею и под видом слуги пробирался на галерею театра, откуда мог слышать оперную музыку Генделя и других знаменитых композиторов того времени. Именно в опере Арн впервые встретился с Майклом Кристианом Фестингом, который хоть и был всего на 5 лет его старше, но уже считался талантливым скрипачом и весьма авторитетным музыкантом. Арн начал брать у него уроки игры на скрипке. Не исключено, что именно Фестинг помог Арну и в освоении премудростей генерал-баса. Известно также, что вдвоем они посещали разного рода музыкальные мероприятия. К примеру, 12 ноября 1725 года присутствовали на конкурсе на пост органиста церкви Св. Георгия на Ганновер-сквер, где победу одержал известный в те времена английский композитор Томас Розенгрейв. А впоследствии (в 1733 году) вместе ездили в Оксфорд на исполнение генделевской оратории «Аталия».

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Послевоенный период
В 1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 он рисует знаменитого «Голубя мира», в 1951 пишет картину «Война в Корее» (собрание семьи х ...

Кунсткамера в Кикиных палатах. 1718 – 1727 г
В 1718 году музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина - Кикины палаты. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был убит, а его дом конфискован казной. Петр решил приспособить его под Ку ...

Дни кочевников Великой Степи
Основным занятием казахов было пастбищное скотоводство. Скот - главное богатство казахов, - доставлял им продукт питания, материал для одежды и жилища, служил им транспортом. Казахи разводили овец, лошадей и верблюдов. Крупный рогатый ско ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru