InsideCulture

Евреи и европейцы

Материалы » Евреи и европейцы

Страница 4

Европейцам потребовалось немногим более тысячи лет, чтобы пройти путь от первобытнообщинных отношений к капиталистическим, в отличие от других цивилизаций, которым это вообще оказалось не под силу. А двести лет назад началась промышленная революция. Произошёл гигантский технологический прорыв, который в корне изменил существование «цивилизованных» народов.

Европейцы двигались «по пути прогресса», что называется, не разбирая дороги. Когда на этом пути встала проблема общественных отношений, то они и её попытались решить точно также – по-хозяйски. Как только стало понятно, что общественные отношения, как и все природные явления, развиваются по определённым законам, они принялись силой перекраивать их по своему разумению, самоуверенно полагая, что до конца постигли эти законы. Здесь европейское мировоззрение дало серьёзный сбой. Между понятиями «Бог» и «подобный Богу» есть небольшая разница, которую европейцы не желали и не желают замечать. Первому подвластно всё, второму – почти всё. Казалось бы, всё просто – надо определить и уничтожить тех, кто виновен в человеческих страданиях, изменить в приказном порядке форму социальных отношений, и сразу всё наладится, установится всеобщее счастье. Имея, к тому же, некоторые знания о биологической эволюции, наконец-то можно осуществить давнишнюю мечту – вывести новый вид, идеального Человека-Бога. Не получилось. К чему привела реализация социалистических идей в российском и немецком исполнении, известно всем. Злая ирония судьбы – больше всего досталось евреям.

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», имея в виду, что он знает, как построить для этого систему рычагов. Этот афоризм точно отражает отличие вкладов евреев и греков в европейское развитие. Евреи как раз и дали европейцам ту самую точку опоры, подход, используя который, те могли заниматься преобразованием окружающего мира. Но они не дали необходимых для этого «рычагов», потому что сами их не имели. Евреи мало интересовались объяснением явлений физического мира, предпочитая исследовать отношения людей с Богом и друг с другом. Рефлексия евреев, считавших себя особой общностью, всегда, особенно в изгнании, была обращена на утверждение их идентичности, принадлежности к этой общности. В этом плане этика, проблемы человеческих отношений для них имели первостепенное значение. Евреев больше интересовало, как правильно поступать в этом мире, чем то, как он устроен. Неудивительно, что, хотя древние евреи и находились в средоточии знаний Востока, первые научные программы - атомистическую, математическую и континуалистскую - создали не они, а более «экстравертные» греки [4]. Эти греческие «рычаги», эту «черновую заготовку» европейцы потом превратили в свою науку.

К тому времени, как в средневековой Европе начали всерьёз интересоваться устройством физического мира, пифагорейцы, Демокрит, Платон, Аристотель, их коллеги уже две тысячи лет, как умерли. Их труды пылились на полках редких тогда библиотек. Как же они попали к тем, кто их использовал по назначению и с пользой?

Ещё одно условие, жизненно необходимое для развития человеческого сообщества, состоит в том, что оно должно постоянно пополнять запас знаний, добывая их самостоятельно или получая в обмен от других сообществ [5]. Однако в феодальных государствах возможности и того, и другого были ограничены – этим попросту некому было заниматься. Мешали особенности социального устройства. Раннефеодальные государства состояли всего из трёх сословий: духовенства, дворян и крестьян. Их социальные роли были жёстко регламентированы. Духовенство должно было молиться, дворяне – воевать, крестьяне – работать. Для занятий наукой или образованием у них не было ни прав, ни возможностей, ни желания [6]. Наверное, поэтому феодализм оказался тупиком для большинства цивилизаций. Кроме европейской. Она имела одно отличие – «своих» евреев.

Евреи в феодальной Европе были единственной группой населения, которая имела возможности и желание учиться и учить других. Будучи вдвойне чужаками - по происхождению и по религии, они находились вне социальной структуры феодальных сообществ, что им давало определённую свободу действий - свободу перемещений и торговли. В силу книжной традиции, евреи всегда были в курсе интеллектуальной жизни и потому для европейцев служили проводниками знаний. В перечне товаров, которыми они торговали, обязательно были книги. С помощью евреев европейцы вкусили плоды греческой философии и римского права. Евреи привозили в Европу труды Платона и Аристотеля, часто сами же их переводили с греческого и растолковывали их сыновьям дворян и бюргеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Начальные школы
Начальные школы появились в древней Италии рано: уже в V в. до н.э. в Риме, на Форуме, была начальная школа (Liv. [с.157] III. 44. 2-6). Гул голосов "в школах грамоты" был для Ливия (VI. 25. 9) явлением повседневной, обычной жиз ...

Постмодернистское мировоззрение
Модернистское мировоззрение всегда сталкивалось с иронией и критикой скептиков, однако последние длительное время были слабо слышимым меньшинством, которое вызывало раздражение государства, ученых и масс. Опыт середины ХХ в. дал много но ...

Как работал художник XVI-XVII веков
Выставки современной живописи последних лет свидетельствуют об интересе художников, особенно молодых, к технике живописи старых мастеров. Все чаще можно видеть картины, написанные под впечатлением полотен XVI — XVII веков, нередко появляю ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru