InsideCulture

Евреи и европейцы

Материалы » Евреи и европейцы

Страница 6

В ХХ веке человечество сполна ощутило на себе все прелести и все изъяны того, что называют прогрессом. За относительно стабильное и, в целом, мирное нынешнее существование пришлось заплатить двумя мировыми войнами. Сытость и благополучие нескольких десятков богатых стран куплены ценой нищеты и неконтролируемого роста населения в отсталых регионах мира. Прелести постиндустриального общества неотделимы от серьёзных экологических проблем. Постепенно развивается новое глобальное явление – конфликт цивилизаций.

В наше время разумные люди уже не утверждают, что Человек есть «венец творения». Это всё-таки часть Природы, пусть самый умный и умелый, но один из её биологических видов. Природные системы, хоть и лишены собственного разума (если кто-нибудь знает, что такое «разум»), но им присуща способность к самоорганизации – самопроизвольному поиску оптимальных состояний. Эволюция Природы есть перманентный процесс самоорганизации её систем, в число компонентов которых входят и человеческие сообщества. Сегодня «созидательная» деятельность человечества вышла на уровни экосистем и земной биосферы в целом. Бесцеремонное вмешательство в глобальные природные системы не могло не вызвать столь же глобального и столь же бесцеремонного отклика с их стороны.

Ослабление позиций европейской цивилизации состоит не только в сокращении численности её представителей. Двигаясь в русле её мировоззрения, человечество подошло к некоему пределу, за которым меняется баланс положительных и отрицательных результатов дальнейшего продвижения. Польза, принесенная Чернобыльской АЭС, оказалась меньшей, чем вред от последствий её аварии. Гордость современной науки, пилотируемая космонавтика приносит больше убытков, чем прибыли - немногочисленные действительно полезные задачи с успехом решают автоматы. Устойчивое развитие целых регионов мира становится большой проблемой. Подобных примеров можно найти много. Произошло своеобразное «насыщение». Дальнейший прогресс человечества приносит ему всё меньше пользы. В чём причина этого? Ведь, по-настоящему, творческий потенциал человечества только-только начинает реализовываться. Да и природных ресурсов пока хватает. Видимо, причина здесь не в человеческих возможностях и не в природной среде, а в том, что устаревает сам подход к решению проблем дальнейшего развития. Мировоззрение, следуя которому человечество развивалось до недавнего времени, похоже, себя исчерпывает.

Кризис мировоззрения проявляется и в равнодушии к традиционным ценностям, и во всеобщем падении нравов, и в социальной апатии. Европейский гуманизм добился того, что ценность отдельной личности значительно превысила ценность социума. В результате слабеют социальные связи, люди утрачивают общность целей и интересов. Творческая, созидательная мотивация поведения всё больше уступает место потребительской. Люди утрачивают связь с основами своей культуры. Европейцы всё меньше интересуются наукой. В их научных лабораториях трудятся китайцы, индусы, вьетнамцы. Центр научно-технических разработок, который «переехал» из Европы в США в середине прошлого века, сегодня смещается на Дальний Восток.

С кризисом европейского мировоззрения связана проблема национальной идентичности. Сегодня в мире европейской цивилизации частное преобладает над общим, индивидуальное - над коллективным. Этническая и религиозная принадлежность больше не играют той роли, что раньше. Если ты достаточно умён, энергичен, инициативен, то ты пробьёшься в жизни. При этом, по большому счёту, безразлично кто ты – немец, русский, француз или еврей. Для евреев, которых сегодня уже нельзя отделить от остальных европейцев, эта проблема стоит особенно остро [8]. Перед еврейством стоит опасность такая же, если не более серьёзная, чем эллинизация и даже Холокост. Евреи постепенно исчезают, ассимилируются. И совсем не потому, что их кто-то преследуют. Как раз наоборот. Гонения ушли в прошлое. Появилось еврейское государство. Можно расслабиться и жить спокойно. В результате евреи перестают «быть в тонусе» как раньше – они теряют стимул к борьбе за свою идентичность. Нельзя сказать, что они больше не хотят быть евреями. Просто сегодня всё равно, кем быть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Искушение Христа в пустыне
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и. постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же с ...

Античный символизм. Концепция античности
Основой античной культуры для нашего восприятия является символ, при помощи которого мы стараемся постичь всю глубину и многозначность образов, складывающихся в символ. В символических изображениях богов и героев, архитектуре, скульптуре, ...

Философско-эстетическая альтернатива ислама
В процессе длительной борьбы двух основных направлений в исламе — сунизма и шиизма — к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко всяким изменениям сунизм. Это проявилось и в отношении к проблеме ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru