InsideCulture

Евреи и европейцы

Материалы » Евреи и европейцы

Страница 3

В течение почти всей человеческой истории, организующие мировоззренческие концепции складывались на основе религиозных представлений, а также философских учений и культурных традиций. Формирование мировоззрения европейцев началось после того, как их полудикие предки столкнулись с просвещённым миром Римской Империи. Что же такое ценное для себя нашли варварские племена в гибнущем Риме? Традиционно считается, что это, в первую очередь, христианство и греческая философия.

Главное здесь, конечно же, христианство. В то время это была молодая религия, сформированная группой её адептов на основе религиозных представлений, вероятно, еврейской секты ессеев в интерпретации весьма талантливого проповедника из Назарета. Изначально сориентированная на социальных аутсайдеров, эта религия удачно соответствовала духовным запросам тех, кто находился на нижних этажах социальной пирамиды. Понятная эмоционально впечатляющая догматическая основа, простые немногочисленные ритуалы, оправдание и поощрение социальной пассивности, активный прозелитаризм – те некоторые качества христианства, которые обусловили его быстрое распространение из Палестины и Сирии на большую часть Римской империи. Новообращённым христианам импонировали возможность почувствовать свою принадлежность к некоему сообществу избранных, оставаясь при этом в самом «низу», иллюзия эмоционального покоя, вызванная убеждённостью в своём посмертном благополучии. На более глубокие вещи - онтологические, гносеологические, этические аспекты иудаизма, которые механически перешли в христианство, они мало обращали внимание. Паства для этого была слишком невежественна, а пастыри были озабочены «окончательной отделкой» новозаветного мифа и распространением новой религии. Так и получилось, что, проклиная евреев за мнимое богоубийство, христиане, тем не менее, взяли себе главные плоды их духовной культуры. Можно сказать, что основополагающие представления евреев о мироустройстве попали в Европу, используя христианство, как «транспортное средство».

Главное - это представление о едином Боге-творце, который являет собой абсолютную сущность, источник всего, пребывающий вне мира, но свободно действующий в нем. Он может создавать и разрушать, дарить и отбирать, награждать и наказывать. Ему принадлежит абсолютное знание и абсолютный контроль над силами природы. Только по своему желанию, без оглядки на что-либо, он может воздвигать горы и поворачивать реки, зажигать звёзды и останавливать в небе Солнце, насылать эпидемии и излечивать больных. При этом Бог евреев никому не подконтролен, он руководствуется только собственным произволом. Достаточно заменить в этой картине понятие «Бог» понятием «Человек» и мы получим основу того, что считают европейским научным мировоззрением. Нобелевский лауреат Илья Пригожин, в своих философских книгах исследовавший эволюцию научной мысли, писал, что европейский атеизм, который со времён Ньютона является её атрибутом, совсем не есть отрицание всемогущего и всезнающего рационально мыслящего иудо-христианского Бога. Его суть состоит не в отрицании Бога, а в стремлении занять его место [3].

От евреев европейцы узнали, что природные явления не имеют «свободу воли», их можно контролировать. Постановка вопроса о том, может ли это делать ещё кто-то, кроме Бога, была лишь делом времени. А ответ был уже готов. Ибо на Земле только одно существо подобно Богу, так как создано по его образу и подобию – Человек.

Евреи постулировали исключительность Человека, отделив его от остальных тварей божьих и поставив его над ними. Точнее, противопоставив им. Этим они создали основу образа Человека-созидателя – исключительного существа, существующего в Природе, но стоящего над ней и обладающего рациональным знанием о ней, способного производить в ней любые перемены бесконтрольно, руководствуясь лишь собственным произволом.

Практическое воплощение этого образа имело колоссальные последствия. Люди начали активно воздействовать на окружающий мир. И не столько изучать его для познания его гармонии или самих себя в нём (в этой модели они и так существа исключительные – зачем им это?), сколько в чисто прагматических целях – для извлечения максимальной материальной выгоды. Реализация полученных знаний вышла за рамки философских и теологических дискуссий и попала в умелые руки ремесленников и учёных, которые более не считали Природу не храмом, но своей мастерской. Европейцы почувствовали себя если не богами, то хозяевами Земли. Так сформировались основы современного европейского мировоззрения, в котором рационализм Ветхого Завета явно преобладает над догматизмом Нового.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Киевская школа иконописи
Икона появилась на Украине приблизительно в 988 году. В переводе с греческого это слово - образ - и закрепилось в украинском языке. Вначале были только привозные иконы, в основном, византийские и греческие, потом по мере расширения стро ...

Постмодернистский дискурс как объект семиотического анализа
Семиотические аспекты исследования текста традиционно рассматриваются в качестве "классических", фундаментальных вопросов лингвистики (Ч.С.Пирс, Р.Барт, У.Эко и др.). Дело в том, что проблематика восприятия/интерпретации текста ...

Московская школа иконописи
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы &quo ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru