InsideCulture

Евреи и европейцы

Материалы » Евреи и европейцы

Страница 7

На территории бывшего СССР складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, небывалый всплеск еврейского самосознания, с другой – сокращение численности евреев. В соответствии с официальными данными переписей населения за последние 12 лет на Украине количество евреев уменьшилось в 5 раз! С третьего места по численности они опустились на десятое. Такое резкое падение нельзя объяснить одним лишь отрицательным сальдо прироста еврейского населения, естественного и миграционного. Здесь налицо влияние ассимиляционных тенденций, таких же, как и в России [9] и других странах. «Объективная действительность» берёт своё. Трудно сказать, спасают ли положение еврейские программы, руководимые извне. Стариков в них привлекает возможность вспомнить молодость и получить благотворительную помощь. Молодёжь стремится получить образование или работу за рубежом. Люди среднего возраста рассматривают их как возможность познакомиться с культурой своих предков и подготовиться к возможной эмиграции. Эти программы делают большое дело в области образования, благотворительности, укреплении связей с мировым еврейством, поддержке государства Израиль. Стимулируют ли они перспективное мышление в еврейской среде, однозначно сказать нельзя.

Об интересах нынешних русскоговорящих евреев можно судить по еврейской публицистике. В обширной еврейской прессе, на еврейских интернет-сайтах лидируют темы о еврейской религии, истории, культуре и традициях; еврейском образовании (которое состоит в изучении религии, истории, культуры и традиций); Катастрофе; антисемитизме; арабо-израильском конфликте и т.п.

Важно ли всё это сегодня, надо ли это обсуждать? Да, безусловно, важно, и обсуждать надо. Но! Если судить по этому перечню, евреи сосредоточили своё внимание на прошлом и сиюминутных проблемах дня сегодняшнего. Они не заглядывают в завтра. А ведь выжить и сохранить свою самодостаточность евреям удалось именно благодаря постоянному переосмыслению сути своего коллективного «Я». Причём в этой духовной работе участвовали не только еврейские авторитеты, но и, тем или иным образом, вся масса еврейства. Сегодня же о глобальных, цивилизационных перспективах еврейства размышляют только немногочисленные представители интеллектуальной элиты. Не хочу сказать, что это никого не волнует. Но, на мой взгляд, интерес еврейской массы к этим вопросам явно недостаточен.

Говорят, что изучение прошлого необходимо для возрождения еврейства. Это целиком справедливо. Но вот в чём вопрос: о возрождении какого еврейства идёт речь? Палестинского, которое было до разрушения Храма? Или дореволюционного местечкового? Прежде, чем создавать что-то, надо иметь об этом более или менее чёткое представление - модель. Существует ли сегодня чётко очерченная модель еврейства завтрашнего дня - неясно. Понятно другое. Сегодня евреи – в своём большинстве люди современные, светские, хорошо образованные, глубоко интегрированные в культурную среду своей географической родины. Ожидать их глобальной репатриации не следует. Переориентировать всех их с родного им культурного окружения на мир классических еврейских общин вряд ли удастся. Старые модели здесь не сработают. Пока существует этот вакуум, исчезновение еврейства, по крайней мере, диаспорного будет продолжаться.

И, всё-таки, немного о еврейской исключительности. Евреи, пожалуй, единственный народ, способный реализовывать масштабные проекты, руководствуясь не прагматическими соображениями и, даже, не здравым смыслом, а идеями. Главные проекты: выживание в изгнании и создание современного государства Израиль. Их удалось осуществить в условиях активного противодействия среды обитания (а может быть благодаря ему) во имя воплощения хорошо сформулированных идей о сохранении народа и его возврате на Родину. В меняющихся условиях современности, когда европейская цивилизация, в создании которой евреи принимали живейшее участие и частью которой они стали, вступает в пору кризиса, вопрос выживания евреев встаёт в своём новом качестве. А, значит, идея выживания должна получить новую формулировку. Пора об этом задуматься не только узкому кругу специалистов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Глобализация и национальные культуры
Культура, поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Эти общности представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем. Нация создает и сохраняет свою культуру ...

Серов В.А.
Серов Валентин Александрович (1865 - 1911) Художник-живописец, жанрист, портретист, представитель реализма, мастер психологического портрета, пейзажист, декоратор, график. В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье из ...

Исаакиевский собор
Дата создания: 1818 г. - 1858 г. Автор: Монферран О. Местонахождение: Санкт-Петербург Материал, техника: кирпич, камень Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, мо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru