InsideCulture

Евреи и европейцы

Материалы » Евреи и европейцы

Страница 2

Зачем вообще нужно это самое «развитие»? Жили же индейцы Амазонии и туземцы Океании десятки тысяч лет без электричества, двигателя внутреннего сгорания, парламентской республики. И ещё столько же прожили бы, если бы им не мешали. У них там изобилие природной среды. Прокормить себя и детей, то есть обеспечить устойчивое существование сообщества, можно с помощью копей и дротиков. А спорные вопросы решат вождь с шаманом. Совершенно не обязательно изобретать что-нибудь новое. К тому же, любая инновация требует затрат времени и сил. Чтобы сообщество на это пошло, такие затраты должны быть оправданными, в них должна быть необходимость.

Такая необходимость существует, если среда обитания не слишком богата ресурсами, и их добыча требует определённого напряжения сил. То есть, существует некоторая угроза выживанию, которую постоянно надо преодолевать. В этом случае человеческое сообщество может согласиться, чтобы некоторые его члены вместо того, чтобы охотиться, пахать землю или воевать как все, занимались непонятным большинству делом – изучали окружающий мир, придумывали необычные предметы, выдвигали новые идеи. Пусть сообщество не досчитается части ресурсов, не добытых такими девиантами, пусть они сами погибнут от лишений и непонимания окружающих. Рано или поздно что-нибудь, придуманное ими, позволит сообществу оптимизировать отношения со средой обитания, уменьшить необходимые для выживания усилия. То есть, сделать очередной шаг в своём развитии.

Могут возразить: народы Заполярья или бушмены Калахари живут в сложных условиях, но прогресса там что-то не заметно. В том-то и дело, что условия обитания там слишком суровы. За всё нужно платить. Инновационная деятельность возможна, если сообщество имеет некоторый избыток, запас ресурсов, который можно отвлечь от повседневных нужд. В очень суровых условиях обитания создать такой избыток не удаётся.

Благодаря наклону земной оси сочетание условий, делающих развитие человеческих сообществ необходимым и возможным, есть в северном полушарии между линиями тропика и полярного круга. С одной стороны, продуктивность природной среды там такова, что для полноценного выживания нужно прикладывать немалые усилия. С другой – эти усилия позволяют создавать тот самый запас ресурсов, который можно использовать для изучения и преобразования окружающего мира. Кроме того, в умеренном поясе происходит смена времён года. Это даёт ещё один плюс – время свободное от напряженного сельскохозяйственного труда, которое можно использовать для инновации.

Понятно, что в Европе природа более суровая, чем в Месопотамии или в Египте. Помимо этого, естественный дефицит природных ресурсов был усугублён некоторым ростом численности населения. Совокупность этих условий и послужила природным, естественным стимулом развития европейских сообществ.

Однако, природные условия, скажем, севера Китая приблизительно такие же, как и в Европе, а о численности китайцев и говорить не приходится. Но только европейцы, благополучно пройдя феодализм, перешли к капиталистическим отношениям и, соответственно, к промышленному производству. Для всех остальных феодализм так и остался непреодолимым барьером.

Объяснить отличия в темпах развития человеческих сообществ одним лишь влиянием природных условий не получится. Люди обеспечивают своё существование за счёт коллективного труда, в котором они использует искусственные орудия. И не просто орудия. Они создают элементы новой реальности: материальные объекты, идеи, социальные институты - то, чего в Природе раньше не было. Создание новой реальности возможно только при наличии достаточного количества знаний. Причём, если бы сумма знаний сообщества имела вид бессистемного набора сведений, то использовать их эффективно было бы очень трудно. Поэтому люди вынуждены систематизировать свои знания, организуя их на базе определённых мировоззренческих концепций. Чья организующая концепция позволит удачнее согласовывать познавательно-инновационную деятельность с потребностями сообщества, то сообщество будет более успешным. Говорят, что идеи правят миром. Можно утверждать, что системы знаний и содержащиеся в них идеи являются таким же объективным фактором социальной эволюции, как и условия среды обитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуемые статьи:

Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов
Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии1. Однако и сегодня эту тему нельзя считать и ...

Европейское искусство XIX века
Век галантных кавалеров и дам, век Просвещённого абсолютизма и Великой французской революции близился к концу. Как и любой другой век, он был исполнен противоречий. Действительно, вера во всемогущество человеческого разума, созданная изящ ...

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, тех ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru